ИП на ОСН в 2022: основы учёта - Svoi-consult.by

ИП на ОСН в 2022: основы учёта

«Инструкция о порядке ведения учета доходов и расходов», утв. постановлением МНС РБ от 30.01.2019 № 5 (в ред. от 30.11.2021).
Индивидуальные предприниматели ОБЯЗАНЫ вести бухгалтерский учет доходов и расходов в порядке, установленном МНС (п.38 ст.205 НК РБ).
Кстати, этой Инструкцией должны руководствоваться и ИП на УСН и ЕН (только не всеми пунктами).
В Инструкции можно найти, как правильно учитывать:
  • доходы и расходы;
  • сырьё, материалы, продукцию, товары, прочие предметы в обороте;
  • основные средства (здания, машины, оборудование и др.);
  • нематериальные активы (напр., программы);
  • НДС, если ОСН с НДС

В зависимости от наличия объектов учёта:

  • книга учета основных средств (приложение 3);
  • книга учета нематериальных активов (приложение 4);
  • книга учета отдельных предметов в составе оборотных средств (приложение 5);
  • книга учета сырья и материалов (приложение 6);
  • книга учета товаров (готовой продукции) (приложение 7);
  • книга суммового учета товаров (приложение 8);
  • книга учета доходов и расходов (приложению 9);
  • карточка лицевого счета (приложению 10);
  • книга учета НДС (приложение 11).
Книги ведём только те, по которым есть объект учёта. Например, по торговле – книгу учёта товаров, книгу основных средств (если есть свой павильон), нематериальных (если приобретали 1С или другую программу), карточку лицевого счёта, если есть наемные работники.
КНИГУ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ВЕСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Если есть основные средства, товары, материалы, производимая продукция, то учёт вести обязательно.
Эти документы нужны для того, чтобы вам самим было легче составить декларацию по подоходному налогу. Ну и при проверке налоговая 100% спросит о них – в Инструкции есть слово «должны».
В формы выше можно добавлять графы, которые помогут вам вести учёт для себя.
Вместо форм книг учета основных средств, нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств, сырья и материалов и товаров (готовой продукции) можно разработать свои формы документов (п. 13 Инструкции).
При этом в них должна быть вся информация для исчисления налогов (дата, документ, наименование материала (продукции, ОС, НМА и пр.), количество, цена, сумма.
Учет основных средств, нематериальных активов, материалов, товаров, продукции и НДС можно вести в одной общей своей форме.
  •  книга учета доходов и расходов (приложению 9);
  •  книга учета НДС (приложение 11).
Да, вправе не вести (п. 13 Инструкции).
Но книгу учёта доходов и расходов вести обязательно.
Не ведение книг учета товара и материалов не отменяет обязанности иметь в наличии документы (ТН, ТТН), подтверждающие их приобретение (п.1.15 ст. 22 НК РБ).
За нарушение – штраф до 50% от стоимости товара (выручки от реализации товара без документов) (ст.13.12. КоАП).
Можно. По истечении налогового периода (год) их нужно распечатать.
Если пришла проверка в середине года, необходимо распечатать за отчетный период текущего года, попавшего под проверку.

ИЩЕТЕ УСЛУГИ
ХОРОШЕГО БУХГАЛТЕРА?

Обращайтесь в наш центральный офис в Минске.

Тарифные планы бухгалтерского аутсорсинга

Выбирайте тарифные планы бухгалтерского аутсорсинга, разработанные дипломированными специалистами. При разработке тарифов учитывалась специфика рынка в Беларуси и актуальные особенности местного законодательства.

Необходимый минимум
по запросу
до 10 первичек
  • расчет заработной платы, налогов и взносов от ФОТ – до 3х человек;
  • подготовка и подача отчетов в ИМНС, ФСЗН и Белгосстрах;
  • число первичных учетных документов (ПУД) – до 10;
  • подготовка Учетной политики, Положения по оплате труда и премированию, Правил внутреннего трудового распорядка, штатного расписания;
  • ведение бухгалтерского учета в 1С или КУДиР.
Универсальный
Эффективная защита
по запросу
до 30 первичек
  • расчет заработной платы, налогов и взносов от ФОТ – до 5х человек
  • подготовка и подача отчетов в ИМНС, ФСЗН и Белгосстрах
  • число первичных учетных документов (ПУД) – до 30
  • ведение бухгалтерского учета в 1С или КУДиР
  • услуга устного налогового консультирования – 1 час
Бизнес на подъеме
по запросу
до 70 первичек
  • расчет заработной платы, налогов и взносов от ФОТ – до 20 человек
  • подготовка и подача отчетов в ИМНС, ФСЗН и Белгосстрах
  • число первичных учетных документов (ПУД) – от 70 до 100
  • ведение бухгалтерского учета в 1С или КУДиР
  • работа в системе Клиент-банк (до 2 банковских счетов)
  • подготовка финансового анализа 1 раз в квартал
  • услуга устного налогового консультирования – 3 часа
Корпоративный уровень
по запросу
свыше 100 первичек
  • расчет заработной платы, налогов и взносов от ФОТ – от 20 человек;
  • подготовка и подача отчетов в ИМНС, ФСЗН и Белгосстрах;
  • число первичных учетных документов (ПУД) – свыше 100;
  • работа в системе Клиент-банк (от 2 банковских счетов);
  • подготовка финансового анализа и рекомендаций по оптимизации хозяйственной деятельности (1 раз в квартал);
  • услуга устного налогового консультирования;
  • представление интересов в ИМНС и госорганах.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять